Слушайте наше радио!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Русская реклама в Далласе
Портал русскоговорящего Далласа
Русская реклама в Далласе
Портал русскоговорящего Далласа
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню
Статьи
Наши рекламодатели
Медиа
russiantowndallas.com

Культовая мебель и автомобиль-мышонок

Культовая мебель и автомобиль-мышонок

Советский Союз и Германия сто лет назад дали дизайну первый «большой» стиль – функционализм. Америка ту же сотню лет назад построила систему дизайна – начала выпускать продукцию с привлечением дизайнеров, стала готовить дизайнеров, развивать теорию дизайна. Но самый блистательный с точки зрения разнообразия, выразительности и оригинальности проектов – конечно же, итальянский дизайн.

А ведь ещё в первой половине ХХ века никто не говорил об итальянском дизайне! Да и сама Италия как государство появилась лишь в середине XIX века, объединив свои королевства, герцогства, области и республики. Правда, у неё позади уже было больше двух тысяч лет культуры, да и всё европейское искусство вышло из Греции и Италии. И в этой новой стране уже в конце XIX века появляются предприятия, которые становятся символом итальянского дизайна: в 1899 году выпущена первая модель автомобиля Fiat, а в 1910 году заводом Olivetti изготовлена пишущая машинка М1, которая даже получила награду на выставке в Турине за свои технические достоинства.

Основатель фирмы Камилло Оливетти хотел видеть в своём изделии не только практические, но и эстетические качества. В 1927 году при фирме создается дизайнерское бюро. Но его задачей было не проектирование пишущих машинок. По своим профессиям люди в бюро как-то не очень подходили для этого: график Джованни Пинтори, скульптор Александр Щавински, поэт Леонардо Синисгалли... Группа разрабатывала стратегию завоевания мирового рынка. Очевидно, не без успеха: уже в 1933 году половиной пишущих машинок в Италии были Olivetti.

Стилистика машинок ощутимо меняется, когда в 1938 году главным дизайнером становится Марчелло Ниццоли, а во главе фирмы становится сын основателя – Адриано Оливетти. Блестящий учёный, основатель института урбанистики, Адриано Оливетти сделал эстетический аспект продукции таким же определяющим, как и техническое совершенство. В 1948 году на рынок выходит пишущая машинка «Лексикон-80» по проекту Ниццоли. Она не была похожа ни на одну из пишущих машинок того времени, форма её была проработана в каждой детали, она была эстетически совершенна. «Лексикон-80» удостоена престижной дизайнерской премии «Золотой циркуль», а в дизайне символом становится «линия Ниццоли» и появляется термин «стиль Оливетти». А в 1950 году Марчелло Ниццоли сделал ещё и малогабаритную модель Lettera-22, которая в 1959 году была признана экспертами в области дизайна лучшим среди всех товаров, выпускавшихся за последние 100 лет.

Pro Lingua

Адриано Оливетти чётко «просёк» перспективу развития современного офиса и предвидел научно-техническую революцию в делопроизводстве. Электронными изделиями на фирме занимались уже другие, не тоже очень талантливые люди: в 60-е годы блистательные дизайнеры – Этторе Соттсасс и Марио Беллини возглавляют отделы фирмы. Свою первую премию «Золотой компас» – высшую дизайнерскую награду Италии Соттсасс получил за большую вычислительную машину Elea 9000, где предложил совершенно нестандартное пространственное решение. А его печатными машинками Praxis-48 или малогабаритной Valentina можно просто любоваться. И любовались! Говорят, многие покупали Valentina только для пижонства, точнее для престижа. Неудивительно, что в дизайне на смену «линии Ниццоли» приходит «линия Соттсасса». Это характеризовало смену поколений в итальянском дизайне, смену стиля.

Продукция Olivetti – это всегда авангардный дизайн. И, готовя потребителя к своей продукции, фирма делает замечательную графическую рекламу, открывает салоны своих изделий, и не только в Италии. Их всегда оформляют лучшие художники и дизайнеры.

В Olivetti руководители отделов работают на положении консультантов, не состоят в штате и могут работать с другими компаниями. Так, Этторе Соттсасс работал для мебельной фирмы Poltronova, преподавал, сотрудничал со студией «Алхимия», а потом создал собственное движение «Мемфис», в котором почитали за честь работать дизайнеры всего мира. Проекты «Мемфиса» это всегда праздник и в то же время они вполне утилитарны, их можно производить массово, но невозможно представить их массовое использование.

Марио Беллини заведовал отделом конторских машин на Olivetti. Но он сотрудничает с крупной мебельной фирмой Cаssina, делает мебель из пластика для фирмы В&B, радио- и телевизионную аппаратуру, работает с Fiat, Renault, Lancia. В Музее современного искусства в Нью-Йорке 25 работ Марио Беллини, он 8 раз удостоен награды «Золотой компас»!

Особенностью возникновения и развития итальянского дизайна надо полагать и то, что авангардное искусство Италии не было разгромлено фашизмом, который пришёл к власти в 1922 году, как это сделали авторитарные режимы в Германии и в Советском Союзе. Муссолини оказался терпимым к авангардным направлениям в искусстве, потому как для него авангард в искусстве не связывался с чем-то бывшим, что надо было разрушить. Он видел в искусстве инструмент строительства нового общества. Но всё это происходит в условиях, когда промышленность только начала интенсивное развитие. Не имея промышленного заказа, не ориентируясь на промышленное производство, будущий дизайн, не связанный требованиями экономики и технологии, может исходить из требований только эстетических, культурных. Вот тому пример: в кресле Lira Пьетро Боттони делает вроде бы чисто конструктивистскую вещь, делает мебель из гнутых стальных трубок, но и названием, и пластикой задаётся дополнительный культурный смысл.

Широкий выход на международный рынок Италия осуществила лишь в послевоенное время, в полной мере использовав «преимущество отставания» и быстро освоив опыт, наработанный другими странами. Дизайн прибылен, но для своего развития он требует капиталовложений.

С 1953 по 1962 год объём промышленного производства в Италии вырос втрое, по крайней мере 10 миллионов итальянцев переезжает в крупные города, а благосостояние людей растёт. В 1975 году в 94 % хозяйств были холодильники, а 76 % имели стиральные машины.

Русские знакомства в США

Обратим внимание и на то, что развитие итальянского дизайна идёт в послевоенные годы, когда оказалось необходимым перепрофилировать производственные мощности, прежде занятые производством вооружения. Именно тогда в Италии получает вторую жизнь такой продукт, как мотороллер. Сработали самые различные факторы: благоприятный климат, невысокий экономический уровень большинства населения, потребность в таком легком транспортном средстве, даже условия езды на мотороллере. В компании Piaggo Коррадино д'Асканио делает скутер Vespa, в конструкции которого прочность обеспечивается работой изогнутого листового материала.

Об успешности этого проекта лучше всего судить по цифрам: до 2005 года в мире выпущено 130 моделей «Веспы» в количестве 16 миллионов! Не случайно «Веспа» использована в фильме «Римские каникулы», где вместе с Грегори Пеком и Одри Хепберн она – значимое «действующее лицо», элемент культуры того времени.

Вспоминая творчество итальянских дизайнеров, мы отмечали их обращение к дизайнеру мебели. Но будем иметь в виду, что массовое производство мебели ещё в 40–50-е годы интереса к дизайну не проявляло. Причина тому – традиции итальянского мебельного производства, которое всегда пользовалось хорошими материалами и имело классных мастеров. Мебель давно была важной статьёй итальянского экспорта, высокий уровень которого поддерживался конкуренцией нескольких десятков тысяч предприятий. Это часто были небольшие мастерские, качество продукции которых было известно на рынке.

Появление пластмасс с их разнообразными технологическими свойствами должно было привлечь внимание дизайнеров, и здесь итальянские дизайнеры выступают пионерами – начинают создавать проекты по совсем не традиционным принципам формообразования: софа Bocca. В 1980 году Гаэтано Пеше выполняет целую композицию из мебели под названием «Закат в Нью-Йорке». Или его же совершенно блистательная работа, с 1969 года и до сих пор вызывающая споры, как «Черный квадрат» Малевича – культовое кресло UP.

А всё началось в 1965 году, когда на молодой ещё миланской мебельной выставке решили выделить отдельный сектор – «дизайнерский этаж». И хотя первый раз количество экспонатов в этом секторе составило всего 30 участников, мировая пресса пришла в восторг от представленных моделей. Как написал нью-йоркский журнал: «Итальянским дизайнерам оказалось недостаточно вырваться из объятий прошлого. Минуя настоящее, они прыгнули сразу в будущее, создавая абсолютно новые невероятные формы». Уже в 1968 году Миланская выставка догнала по объёму знаменитую выставку в Кёльне, а в 1972 году после выставки итальянской мебели в Нью-Йорке сделала неоспоримым приоритет итальянского мебельного дизайна.

И как же не вспомнить чуть-чуть из истории итальянского автомобиля Fiat? Она ведь могла и не состояться! В результате забастовки, которую организовал будущий генеральный секретарь компартии Италии Пальмиро Тольятти в 20-е годы, «по требованию рабочих» убрали владельца Fiat Аньелли за «невозможные» условия труда. Убрали, но... через месяц завод встал. Впору закрывать его! Срочно вернули Аньелли, и пошла дальше история Fiat, для которого в СССР построят потом завод в городе, названном Тольятти. Улыбка судьбы!

А вот в 1930 году Аньелли был вызван к Бенито Муссолини, от которого получил задание – создать для итальянцев автомобиль стоимостью не более пяти тысяч лир. Потом эту успешную идею использует и Гитлер. Так вот, никак не могли решить, как сделать недорогой и небольшой автомобиль, пока Муссолини в 1932 году не навестил Fiat. Тогда Аньелли пригласил молодого дизайнера по имени Данте Джакоза, который резво принялся за дело.

Уже в 1936 году был пошёл в продажу Fiat 500, получивший в народе имя Topolino, что означает «мышонок», в честь Микки-Мауса. Он получился дороже, чем хотели, но всё же был доступен среднему классу. Движок всего в 13 лошадиных сил был рассчитан на двоих, но, говорят, иной раз и четверых тащил. Скорость была всего-то до 85 километров в час, но при этом расход топлива – всего 6 литров на 100 километров.

В 1949 году сделали модернизацию, изменили дизайн, мощность довели до 16,5 лошадиных сил. Сделали «мышонка» трёхдверным и четырёхместным и выпускали до 1955 года.

А в 1970 году Fiat 124 стал советским автомобилем «Жигули» ВАЗ-2101. Но это уже другая история.